Епифань – некогда крупный уездный город, сегодня – поселок городского типа, с численностью населения, не дотягивающей и до двух с половиной тысяч человек. В течение четырех столетий Епифань была административно-хозяйственным и духовно-культурным центром Куликова поля, отчего ее и по сей день называют «столицей» Куликова поля. Стараниями местных купцов и дворян Расторгуевых, Оводовых, Суровых, Брежневых, Савельевых Епифань обзавелась красивейшими храмами. Она была названа в документах Нюрнбергского процесса в числе городов, наиболее пострадавших от фашистских захватчиков в ходе Битвы за Москву. И уже им Епифань обязана потерей большинства каменных строений XIX века, которые были взорваны перед отступлением немецких войск… И пары часов хватит, чтобы обойти Епифань вдоль и поперек. Однако ее богатая история, местные легенды и традиции, уникальные храмы и памятные места, музейные экспозиции и выставки – все это легко остановит время и заставит полюбить «столицу» Куликова поля навсегда.
Своими преданиями Епифань неразрывно связана с Куликовской битвой. Широко известна легенда об иконе святителя Николая, что не пустила литовское войско князя Ягайло на подмогу Мамаю. Ратники не смогли сдвинуть повозку с чудотворным образом и были ослеплены в попытках надругаться над ним. Икону литовцы оставили местному жителю Епифану, что встречал здесь врага. От него, как гласят легенды, Епифань и получила свое имя.
Конечно, историческая наука может поспорить с любым преданием, особенно, когда есть письменные свидетельства. В них мы узнаем, что город был основан в XVI веке как крепость-острог на южной границе Московского государства для защиты его от набегов крымских татар. Но народная память не может не откликаться на сакральность Куликова поля и важность события, его прославившего. Кто знает, какие исторические факты сплелись в епифанских преданиях? Строки из «Пространной летописи о Куликовской битве» и слова о единомышленнике рязанского князя Олега Епифане Корееве? Или недолгое пребывание здесь Лжедмитрия II с польско-литовским войском, а позже - атамана Ивана Заруцкого с Мариной Мнишек? Важно, что история о сражении на Дону с Золотой Ордой передается из уст в уста. Не менее весомы и изыскания археологов, благодаря которым был реконструирован епифанский острог, входивший в Большую засечную черту.
Давно бытует здесь и еще одна легенда, связанная с Куликовским сражением. Над поймой Дона можно задолго на подъезде к Епифани увидеть крутообразный холм. Его венчает сегодня пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. За холмом давно закрепилось название Федосьино городище. А местные предания говорят, что в этом холме-кургане упокоились воины Дмитрия Донского, умершие от ран по дороге в Москву. Исследования ученых говорят о том, что холм нерукотворный, а природного происхождения. Еще в конце XVI века на нем был построен деревянный монастырь, а столетиями позже - и каменная монастырская церковь. Ее история может повторить многие судьбы российских храмов. В древности – это переход из монастырской в приходскую церковь, в советское время в стенах храма организовали храм. Здесь же когда-то располагался краеведческий музей. Впереди годы разрухи и постепенного восстановления. Сегодня возрожденная обитель святой Богородицы принадлежит Свято-Успенскому женскому скиту, подворью Троице-Сергиевой лавры. Местные жители, многочисленные туристы не упускают возможности пробраться в этот укромный уголок Епифани, на время влиться в его размеренную жизнь. У края Федосьина городища замереть, выискивая вдали тонкий ручеек Дона. Или спуститься к святому источнику у подножия холма, возникшего на месте явления иконы Божией Матери.
Крохотная Епифань может похвастаться своей Красной площадью. Здесь расположена одна из главных историко-архитектурных достопримечательностей Тульской области, готовая поспорить и со столичными. Это величественный Никольский собор. Помните куликовскую легенду об иконе святителя Николая? С ней и связано предание о строительстве храма, где надлежало хранить чудотворный образ. Фактически же самые ранние сведения о существовании в Епифани соборного храма относятся к 1640-м годам. А на плане Епифани 20-х годов XVIII века соборную церковь можно увидеть на том самом месте, где сейчас стоит Никольский храм.
Сегодня в самом сердце Епифани мы видим уникальный храмовый комплекс. Когда-то соборная церковь, существовавшая здесь в XVIII столетии, была обнесена каменной оградой с зубцами, бойницами и боевым ходом. Сохранилась одна из четырех башен – юго-западная. Ее по-праву можно назвать ценнейшим памятником средневекового русского зодчества. Рядом с ней – не менее уникальный памятник архитектуры – трехъярусная надвратная колокольня. Она располагалась в середине западной стены, над воротами главного из семи въездов, ведущих на соборную площадь. Невероятно роскошный для уездного города Никольский собор, который неизменно встречает нас по дороге к месту Куликовской битвы, был построен в период с 1814 по 1850 годы на деньги прихожан, а в первую очередь местного купечества. Холодный храм с двумя приделами, трапеза и колокольня соединялись галереями. Они выполняли функции притворов и объединили отдельные церковные сооружения в единых архитектурный комплекс.
В XVIII – начале XX века соборная площадь была центром жизни города – административным, духовно-культурным. При соборе открывается первое училище для детей духовенства Епифанского уезда, здесь же велся торг и проходили крупнейшие Никольские ярмарки. В советское время бурная жизнь Епифани затихает. Но сегодня в один из августовских дней тихая и малолюдная Епифань будто просыпается в прошлом. Крохотная Красная площадь вновь напружена толпами людей, что в три-четыре раза превышает численность местного населения. Это настоящий праздник для «столицы» Куликова поля – Епифанская ярмарка. Благодаря ей почти два десятилетия назад Государственный музей-заповедник «Куликово поле», местные старожилы и власти вернули Епифани звание купеческой столицы.
Накануне Медового Спаса сюда съезжаются ремесленники, пчеволоводы не только из ближайших окрестностей, но из разных областей России. Здесь и регионы Верхнего Подонья – Рязань, Воронеж, Липецк, Ростов-на-Дону и многие другие, готовые похвастаться возрожденными традиционными промыслами. Керамика и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, лен, сувениры и разнообразные угощения, сдобренные народной и казачьей песней в угоду первым поселенцам, – все это стирает груз времен и дарит надежду на возрождение малых городов как местным жителям, так и тысячам туристов.
А тех, кому мало рыночного задора на Красной площади, ждут в Музее купеческого быта. Торг и традиционное закрепление сделки у самовара – в этом можно поучаствовать не только в день праздника. Каковы были будни купцов средней руки, обязанности главы семьи и женской ее половины, что входит в ассортимент торговой лавки, чем забиты купеческие закрома – обо всем этом расскажут сотрудники Музея купеческого быта. Он разместился в усадьбе купца Байбакова. Как и прежде, заботы здесь выходят за пределы торговой лавки и кабинета. Много хлопот и на купеческом огороде, без которых не насладишься чаем по-купечески и не пополнишь запасы в подвале. А уставшему путнику, как и заезжему купцу в прошлом, хозяева предложат остановиться на ночь в необычном гостевом доме. В интерьере, продуманном до мелочей, как когда-то патриархальное семейство, вы разбредетесь кто куда. Главе семьи захочется вздремнуть в кабинете на кожаном диване, хозяйка присядет с книгой в гостиной или прикорнет на мягкой перине в спальне. А вечером можно побродить по вишневому саду или после баньки напиться чаю на веранде.
Заядлому путешественнику не составит труда самостоятельно добраться до Епифани. С тульского автовокзала можно доехать до города Кимовска, а далее, сев на районный автобус или взяв такси, вы окажетесь на епифанской Красной площади.
Однако, как и любое путешествие в российскую глубинку, эта поездка потребует от вас внимательного обращения со временем. Ваш опытный гид Екатерина Донская будет рада избавить вас от лишних хлопот и спланировать для вас яркое атмосферное путешествие по Епифани. В будний день или во время ярмарки, с посещением музея или с уникальными встречами с местными старожилами и знатоками истории...
Ждем ваших заявок по телефону +7 906 532 46 99.